3 раздел. Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на образовательной программе

                               Группы сложноподчиненных  предложений  по значению

                                                          (урок  в 9 классе)

Цели: формировать умения определять смысловые отношения между главным и придаточным предложениями; правильно расставлять знаки препинания; составлять схемы СПП; правильно употреблять в речи различные виды СПП.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, таблицы, текст.

Межпредметная связь: литература, Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».

 

Ход урока:

1.     Орг. момент

2.     Сообщение цели урока

3.     Актуализация знаний учащихся

    Распределение по рабочим группам ( для этого каждый ученик определяет вид сложного предложения по индивидуальной карточке) (Приложение № 1)

    Самопроверка.

1 гр. – ССП - № 2,3,5,7,14.

2 гр. -  СПП- № 1,4,8,10,13.

3 гр. – БСП - № 6,9,11,12.

           После распределения  групповая  работа в течение урока.

           -Дать определение видоа сложных предложений.

     4. Повторение СПП.

        а) – Какое предложение мы изучаем в данное время?

           -  Что мы знаем о СПП?

           - Что умеем?

        б) Устная работа ( через проектор на экране предложения) (приложение №2)

           Закрепление умения определять главное и придаточное предложения.

     5.Работа по теме урока.

а) Слово учителя: исследовательская работа – цель: определить группы СПП по значению .

б) Работа по карточкам для групповой работы, каждая группа заполняет таблицу после анализа предложений.

    (Приложения №3 и №4)

После  заполнения один представитель из группы выходит к доске и заполняет общую таблицу.

- Как вы бы назвали группу сложноподчиненных предложений по значению?        - Определительные, обстоятельственные, дополнительные     (?)  (корректировка учителя) – изъяснительные.

в) Подведение итогов исследовательской работы – составление схемы «Группы СПП по значению» в тетрадях- справочниках.

    6. Закрепление.

        а) Определить вид придаточных предложений  - карточки на экране (приложение №2).

         1 гр. – определительные -№…

         2 гр. – изъяснительные - №…

         3 гр. -  обстоятельственные -№… Саморповерка.

       б) Работа с текстом. (Мотивация – задания ГИА по данной теме).

  (приложение №5).

        Текст через проектор на экране.

        - Чтение текста.

        - Определение главной мысли текста.

        - Работа по группам: 1 группа выписывает из текста СПП с придаточными   изъяснительными; 2 группа с придаточными  обстоятельственными;  3 группа с придаточными определительными.

    7. Творческая работа.

        Задание: продолжить предложения.     

         1 гр. –  Я знаю, что…

         2 гр. –  Если бы я был директором школы…

         3 гр.-  Школа будущего – это такая школа, где…

   8. Обобщение по схеме.

   9. Подведение итогов.

  10. Дом. зад. Индивидуальные карточки.

  «5»- красный пакет,  «4»- зеленый пакет, «3» - синий пакет.

 

                                                                         Приложение №1

1.     Но всего приятнее для меня было то место, на котором возвышаются мрачные стены Симонова монастыря.

2.     Становилось темно, и молодой человек хотел уже идти.

3.     Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами.

4.      Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком вышла.

5.     Между тем блеснула молния, и грянул гром.

6.     Сие воспоминание потрясло ее душу, страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.

7.     Лиза бросилась к нему, но карета проехало мимо поворотило во двор.

8.     Я люблю те предметы,которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби.

9.     Она пришла в себя – свет показался ей уныл и печален.

10.                       Старушка, подпираясь клюкою, вышла на луг, чтобы насладиться утром.

11.                       Хижина опустела, в ней веет ветер.

12.                       Эраст до конца своей жизни несчастлив, он почитает себя убийцею Лизы.

13.                       Отец Лизы довольно зажиточный поселянин, потому что любил работу, пахал землю, вел трезвую жизнь.

14.                       Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягченный долгами.

 

                                                                           Приложение №2

Предложения для повторения СПП через проектор

1.     Бедная  старушка чувствовала, что что-то непонятное  происходит с ее дочерью.

2.     Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, трудилась день и ночь.

3.     Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек был довльно зажиточный дворянин.

4.     Суеверные поселяне говорят, что в хижине стонет бедная Лиза.

5.     Только  тогда облегчалось сердце ее, когда она могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым.

6.     Одна добрая женщина,которая шла по улице, остановилась над  Лизою и пыталась привести ее в память.

7.     Старушка и в самом деле всегда радовалась, когда видела его.

8.      Молодой человек поклонился ей так учтиво, что она не могла подумать об нем ничего плохого, кроме хорошего.

 

                                                                       Приложение № 3

 

                           Карточки для групповой работы

Задание: определить главное и придаточное предложения, поставить смысловой вопрос от главного к придаточному, заполнить таблицу.

 

1 группа

1.     И  стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.

2.     Любой уголок земли, где встречаешь друзей, становится родным.

3.Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных .

 

2  группа

1.     Учение мое состоит в том, чтобы иметь чистое сердце и любить ближнего своего.

2.     Мы в ответе за тех, кого приручаем.

3.     Счастье дается тому, кто ставит цель и достигает ее после большого труда.

 

3 группа

1.     Там счастье не диво, где трудятся нелениво.

2.     Как солнышко пригреет, красна ягодка краснеет.

3.     Он работал так увлеченно, что позабыл о времени.

 

                                                                            Приложение №4

№ пр

Союз или союзное  слово

 

           ?

 

 Волнистой

чертой

 

 

Пунктир

------------

 

точка тире

.-.-.-.-.-.-.-.-

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Приложение №5

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. Если он перестанет обращать внимание на свой язык, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

     Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.Думает!  Это надо понять досконально, во всей многозначности многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через ему родной язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о Чем мы думаем. Но мысли наши формулируются языком.

                                             Óðîê ðàçâèòèÿ ðå÷è.  7 êëàññ.

           Ñî÷èíåíèå – ïîâåñòâîâàíèå íà îñíîâå äàííîãî ñþæåòà

Îáðàçîâàòåëüíûå öåëè: ó÷èòü ñîñòàâëåíèþ ðàññêàçà ïî äàííîìó ñþæåòó.

1.    Ðå÷åâàÿ ðàçìèíêà.

×åëîâåêà, ìåíÿþùåãî ñâîè âîççðåíèÿ èç óãîæäåíèÿ ïåðâîìó âñòðå÷íîìó, ìû ïðèçíàåì äðÿííûì, ïîäëûì, íå èìåþùèì íèêîêèõ óáåæäåíèé.

                                                                (Í.À.Äîáðîëþáîâ)

-Ïðî÷èòàéòå âûñêàçûâàíèå Í.À.Äîáðîëþáîâà. Êàê âû åãî ïîíèìàåòå?

-Êàê åùå ìîæíî íàçâàòü òàêîãî ÷åëîâåêà? (Ïðèñïîñîáëåíåö, óãîäíèê, õàìåëåîí.)

-Ïðî÷èòàéòå ýòî âûñêàçûâàíèå âûðàçèòåëüíî, âûäåëÿÿ ñëîâà, íà êîòîðûå ïàäàåò ëîãè÷åñêîå óäàðåíèå.

    2.  Ðàáîòà ïî òåìå        

1.  –Ê êàêîìó ïðîèçâåäåíèþ âû ìîãëè áû ïðåäïîñëàòü â êà÷åñòâå ýïèãðàôà âûñêàçûâàíèå Í.À. Äîáðîëþáîâà? Ïî÷åìó?

    - Èòàê, âû íàçâàëè ðàññêàç À.Ï. ×åõîâà “Õàìåëåîí”. Âûïèøèòå èç òîëêîâîãî ñëîâàðÿ ëåêñè÷åñêîå çíà÷åíèå ñëîâà “õàìåëåîí”.

(Õàìåëåîí. 1.Ïðåñìûêàþùååñÿ òåïëûõ ñòðàí îòðÿäà ÿùåðèö, ìåíÿþùåå ñâîþ îêðàñêó ïðè öâåòîâûõ èçìåíåíèÿõ â îêðóæàþùåé ñðåäå.  2. ïåðåí. Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии.)

   - Сегодня мы будем работать срассказом А.П.Чехова «Хамелеон».

2. – Наша задача – вспомнить сюжет данного рассказа написать по нему сочинение-повествование.

 -Вспомните, что такое сюжет произведения?

  ( Сюжет- ряд связанных между собой и последовательно развивающихся – от завязки до развязки – жизненных событий,составляющих основу эпических и драматических произведений.)

  - Какие события легли в основу сюжета рассказа «Хамелеон»?( Происшествие случившееся на базарной площади, и выявление полицейским надзирателем виновника скандала.)

  -  Кто является главным героем рассказа? Каким он вам представляется человеком? (Главный герой рассказа – полицейский надзиратель Очумелов. Это человек, умеющий мгновенно, без всякого зазрения совести менять свое мнение, свое поведение).

3.- Весь сюжет связан с этим героем. Перед вами отрывок из рассказа. Прочитайте его.

 - Ты это верно знаешь?

 - Верно, ваше благородие 

 - Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это черт знает что!... Ты, Хрюкин, пострадал идела этого так не оставляй Нужно проучить!

 - А может быть, и генеральская- думает вслух городовой. – На морде у ней не написано Намедни во дворе у него такую видел.

 - Вестимо, генеральская!- говорит голос из толпы.

 - Гм!... Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто Что-то ветром подуло Ты отведешь ее к генералу спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал Она, может быть дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь А ты болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!

                                                                      ( А.П.Чехов. Хамелеон)

- Как и почему меняется поведение Очумелова?

- Можно ли сказать, что Очумелов – раболепствующий холоп и в то же время человек, привыкший вершить судьбы окружающих его людей? Свой ответ обоснуйте.

- Как вы относитесь к герою Чехова?

4.- À åñòü ëè òàêèå Î÷óìåëîâû â íàøåé æèçíè? Ãäå îíè âñòðå÷àþòñÿ? Êåì áûâàþò ïî ðîäó çàíÿòèé?

  - Ïðî÷èòàéòå òåêñò.

                         Íåîáèä÷èâûé ÷åëîâåê.

     Ýõ, íå ëþáëþ ÿ òðóñëèâûõ ìàëü÷èøåê!

     Âîò ó íàñ, íàïðèìåð, åñòü òàêèå, êîòîðûå áîÿòñÿ ×èñòÿêîâà.

     À ÿ íåìó âñåãäà çàïðîñòî ïîäõîæó è åùå èçäàëè êðè÷ó: “Ïðèâåò, ×èñòÿê!”. Îí êî ìíå òîæå çàïðîñòî ïîäõîäèò ùåëêàåò ïî ëáó. È ñìååòñÿ. ß òîæå ñìåþñü. Ó íàñ îòíîøåíèÿ äðóæåñêèå. ß íå çíàþ,÷òî îí ùåëêíóë  òàê ïðîñòî. Îò õîðîøåãî íàñòðîåíèÿ.

     Òàê ÿ íàñ÷åò òðóñëèâûõ ìàëü÷èøåê. Ïðåçèðàòü èõ ñòàë ïîñëå îäíîãî ñëó÷àÿ. Øåë ÿ êàê-òî ïî êîðèäîðó, à íàâñòðå÷ó - ×èñòÿêîâ. Ïîäõîäèò, õâàòàåò ìåíÿ çà øèâîðîò. ß ñíà÷àëà äóìàë, ÷òî îí ïðîñòî òàê, ÷òîáû ñëåãêà ïîðàçìÿòüñÿ, à îí íå ñëåãêà!

     çàòûëêå ó ìåíÿ çâîí. Ìèìî ìàëü÷èøêè èç íàøåãî êëàññà ïðîõîäÿò. Õîòü áû êòî ïîèíòåðåñîâàëñÿ! Òðóñû íåñ÷àñòíûå! Õîðîøî, ÷òî íÿíå÷êà âûðó÷èëà.

    À ñ ×èñòÿêîâûì ó ìåíÿ è ñåé÷àñ îòíîøåíèÿ äðóæåñêèå. ß ÷åëîâåê íåîáèä÷èâûé.

                                                                           (Èç ãàçåòû)

- ×åì ïîõîæ ãåðîé ðàññêàçà íà Î÷óìåëîâà? (  ïîâåäåíèè ãåðîÿ ðàññêàçà íàáëþäàþòñÿ óãîäíè÷åñòâî, çàèñêèâàíèå, ñòðàõ ïåðåä ñèëîé.)

-  Çíà÷èò, òàêèå ëþäè, êàê Î÷óìåëîâ, âñòðå÷àþòñÿ ñðåäè íàñ, æèâóò ðÿäîì ñ íàìè, èõ ïðèñïîñîáëåí÷åñòâî íå çàâèñèò îò âîçðàñòà.

5. – Ì.Ì. Ïðèøâèí ãîâîðèë: “Ïðèñïîñîáëÿÿñü, ëþäè õîòÿò ñîõðàíèòü ñåáÿ”. Ðàñøèôðóéòå åãî ñëîâà.

- Ìîãëà ëè èñòîðèÿ, ïðåäñòàâëåííàÿ â ðàññêàçå À.Ï. ×åõîâà, ïðîèçîéòè â íàøå âðåìÿ? Ñâîé îòâåò îáîñíóéòå.

- Ïðåäñòàâüòå, ÷òî òàêàÿ èñòîðèÿ ñëó÷èëàñü ñåé÷àñ. Ïîäóìàéòå, ãäå îíà ìîãëà ïðîèçîéòè, êåì ïî ðîäó çàíÿòèé ìîãëè áûòü äåéñòâóþùèå ëèöà, êàêîå ïîëîæåíèå â îáùåñòâå îíè ìîãóò çàíèìàòü?

- Ñîñòàâüòå óñòíûé ðàññêàç.

Ïðñëóøèâàíèå è ðåöåíçèðîâàíèå 1-2 óñòíûõ ðàññêàçîâ.

 

3.Çàäàíèå íà äîì.

Íàïèøèòå ñî÷èíåíèå – ïîâåñòâîâàíèå íà òåìó “Ñîâðåìåííûé Î÷óìåëîâ”.

© byastinova-irina

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz