2 раздел. Образовательная  программа

Цель программы: Формирование образованной личности на основе деятельностного   и личностно-ориентированного методов.

Задачи педагога:

1.Включить ученика в активную и самостоятельную учебную деятельность;

2.Опора на субъектный опыт ученика в индивидуально-дифференцированном подходе.

3.Усвоение и внедрение универсальных учебных действий.

      Главная задача школы-не просто дать нашим детям формальные знания по предметам, а научить их мыслить, помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, стать личностью, созидателем, чтобы успешно жить и работать. Образование в школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается  сформированности  «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

Сегодня образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять,

реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Именно школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В настоящее время намечены ключевые изменения в новом государственном стандарте

1) на первое место выходят требования к результатам образования;

2) объектами итогового контроля и аттестации являются:

      предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам);

      метапредметные результаты (усвоение учащимися УУД и умения учиться);

личностные результаты (система ценностей − отношение к себе, другим, к образовательному процессу и его результатам).

В своей работе внедряю  программу  Асмолова А. Г. « Универсальные учебные действия"

 Универсальные учебные действия-это

Умение учиться, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.

Умение грамотно ставить перед собой цель, принимать решение

Умение грамотно фиксировать свои затруднения, выявлять их причину.

Умение планировать свою деятельность, определять сроки, способы и средства ее реализации.

Умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность.

Умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими ее участниками.

Умение объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Смыслообразование -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Оценивание  содержания как нравственно – этическое действие, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувствен-ной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-умение структурировать знания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические УУД предполагают:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраива ние, восполнение недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реа лизация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

          В своей работе я использую следующие технологии: проектную технологию, ИКТ, проблемное обучение, технологию индивидуального обучения. Основная осо бенность деятельностного метода заключается в том, что новые понятия и отноше ния между ними не даются учащимся в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направ ляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов, дети строят «свою» грамматику, литературу, поэтому новые понятия приобретают для них личностную значимость и становятся инте ресными не с внешней стороны, а по сути.

На уроках открытия нового материала. (организуется самостоятельное построение учащимися нового знания)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового знания. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности:

1). Актуализируется требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);

2). Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

3). Устанавливаются тематические рамки урока (могу).

         2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  действии.  

1). Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация.

2). Самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

3). Фиксирование учащимися индивидуального затруднения в выполнении или обосновании пробного учебного действия. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1). Восстановить выполнение операции и зафиксировать (в речи и знаково) место (шаг или операцию), где возникло затруднение.

2). Соотнести свои действия с использованием способов  (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения (проектирование).

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); строят план достижения цели; определяют сроки; выбирают способ и средства. Руководит учитель, побуждающий школьников к диалогу.

5. Реализация построенного проекта.

Полученное знание фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавший затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового способа действия.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового способа действия вслух.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организуется рефлексия. Организуется этап-ситуация успеха для каждого ученика.

8.Включение в систему знаний и повторение.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Фиксируется изученное новое знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

© byastinova-irina

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz